История

Предыстория

Под 988 г. древнерусская летописная «Повесть временных лет» сообщает об отказе Киевского князя Владимира от язычества и введении на Руси христианства. По словам ПВЛ, накануне князь взял византийский г. Херсонес (Корсунь). На основе древнерусских и византийских источников выдвинуты 2 версии о причинах взятия города: 1) дорожа политической независимостью, князь решил не просить, а требовать от Византии крещения; 2) Византия откладывала брак князя с царевной Анной, обещанный за военную помощь. ПВЛ гласит, что взять Херсонес помог его житель Анастасий (пустив стрелу с надписью о месте расположения водопровода), и позже, соорудив Десятинную церковь, Владимир «поручил ее Анастасию Корсунянину, и священников корсунских приставил служить в ней, вложив сюда все, что было взято в Корсуне – иконы, и сосуды церковные, и кресты», а близ храма установил привезенные из Херсонеса медные статуи. После венчания с Анной Владимир вернул Херсонес Византии.

После крещения киевлян св. равноап. князь Владимир воздвиг в столице первый на Руси каменный христианский храм. Его закладку источники датируют по-разному: 989, 990, 991, 993 гг. (989 – в Лаврентьевской летописи кон. XIV в.); окончание постройки большинство источников датируют 996 г. (998 – в Никоновской летописи XVI в.). Храм был освящен во имя Пресвятой Богородицы, но в честь какого из Ее праздников – летописи не уточняют; в ряде источников XVI-XVIII вв. и исторических трудов XIX-ХХ вв. храм назван Успенским, но с XVII в. существует также мнение, что он назывался Рождество-Богородичным. Поскольку на содержание храма св. Владимир выделил десятую часть казны, его также прозвали Десятинным. О начальном облике храма нет единой точки зрения – известно лишь, что его строили зодчие из Византии (ПВЛ), которые использовали глину для изготовления плинфы (кирпича), местные породы камня, привозной мрамор; внутри храм украшали мозаики и фрески (данные раскопок).

Супрасльский список (первая половина XVI в.) Летописи Авраамки (кон. XV в.) утверждает, что в 996 г. при Десятинном храме был учрежден монастырь: «Свершиша манастырь Святую Богородицу»; поскольку в других списках вместо «манастырь» читается «мастеры», сообщение об основании монастыря в древности признается спорным.

«Чтение о свв. Борисе и Глебе» (†1015) прп. Нестора Летописца (рубеж XI-XII вв.) называет храм «кафоликани иклисиа» («кафедральный собор»). Вскоре этот статус перешел к другому храму – в нач. XI в. в Киеве был построен Софийский собор, который летопись называет «митрополичьим». Тем не менее, как мемориал Крещения Руси, Десятинная церковь осталась одним из 2-х главных храмов Киева. Так, летописи упоминают, что в 1150-1151 гг. Софийский собор и Десятинную церковь посещали боровшиеся друг с другом за Киев князья: 28 авг. 1150 г. Галицкий князь Владимир, войдя в город, посетил Софийский собор, а затем Десятинный храм; выгнав Владимира из Киева вместе с Юрием Долгоруким и готовясь к новому бою, их соперники во главе с Изяславом Мстиславичем посетили 1 мая 1151 г. Десятинный храм, а затем Софийский собор; одержав победу, Изяслав и его союзники вновь посетили Софию и Десятинную церковь 6 мая.

Со времен св. Владимира Десятинный храм стал княжеской усыпальницей. Двое из погребенных в церкви лиц княжеского рода были причислены к лику святых, а их гробы почитались как раки со святыми мощами. Имеются сведения о перенесении в храм гробов св. равноап. княгини Ольги («Похвала» св. Владимиру Иакова Мниха XI в.; пролог XV в.; «Степенная книга» XVI в.) и полоцких потомков св. Владимира – Изяслава Владимировича (†1001) с сыном Всеславом (†1003) («Помянник» лаврского архимандрита Иосифа Тризны XVII в.), погребении Владимировой супруги Анны (†1011) (дата кончины: ПВЛ; погребение: «Хроника» Титмара Мерзебургского) и самого св. Владимира (†1015, ПВЛ); в 1044 г. князь Ярослав Мудрый перенес сюда кости братьев св. Владимира – Ярополка и Олега (их окропили освященной водой, т.к. оба умерли язычниками), в 1078 г. в церкви был погребен князь Изяслав Ярославич, в 1093 г. – внук Изяслава Ростислав Мстиславич (ПВЛ).

В 1039 г. храм был заново освящен, вероятно, вследствие ремонта; в 1169 или 1171 гг. – подвергся разорению при нападении на Киев коалиции князей во главе с сыном Андрея Боголюбского Мстиславом, а в 1203 г. – при нападении Рюрика Ростиславича. В 1240 г. территория храма стала последним рубежом обороны Киева от войск хана Батыя: после многонедельной осады монголы проломили городскую стену, и начались 2-дневные уличные бои, в ночь между которыми киевляне насыпали вал вокруг усадьбы Десятинной церкви; в последний день борьбы в храм сбежалось много людей «с товары своими»: они теснились на полатях и кровле церкви; не выдержав нагрузки, храм обрушился, похоронив под собой многих осажденных: по мнению историков, свою роль сыграла и ветхость церкви, и воздействие на нее землетрясений (1230), и прежние разорения, и возможное применение монголами стенобитных таранов.

В «Списке русских городов ближних и дальних» (кон. XIV в.) упоминается «Святая Богородица Десятинная, камена, была о полутретьятцати версех». С 1605 г. документально известен униатский Свято-Николо-Десятинный храм на месте разрушенной Батыем древней Десятинной церкви (1240). В 1500 г. отсюда в Минск был перенесен чтимый образ Пресвятой Богородицы. В 1633 г. Киевский митрополит свт. Петр Могила отобрал храм у униатов. Как сообщает вышедшее в 1635 г. печатное издание «Киево-Печерского Патерика» («Патерикон»), от древней церкви «едва кусок стены выглядывающей стоит» (на момент публикации книги); там же сказано, что свт. Петр «ныне из земной тьмы выкопать велел и свету дня раскопанной явить» Десятинный храм. К тому же году личные записи свт. Петра относят начало сбора денег «на реставрование церкви Святой Пречистой Десятинной». Сохранился акт с записью о том, что в 1636 г. свт. Петр «церковь святого Николая, названную Десятинной… разобрать приказал». Начатый свт. Петром новый малый храм (на его окончание митрополит завещал 1000 злотых) был освящен в 1654 г. в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1758 г. церковь обновили на средства известной подвижницы Киево-Флоровского монастыря схимонахини Нектарии (Долгоруковой).

В 1822 г. на Киевскую митрополичью кафедру был назначен выдающийся ученый иерарх – владыка Евгений (Болховитинов). Работая над «Описанием Киево-Софийского собора и Киевской иерархии» (издание – 1825), он оказался перед необходимостью решения вопроса: каковы были размеры древней Десятинной церкви? Не афишируя свое исследование (при значительной недооценке археологии в то время, выступление епископа инициатором раскопок на погосте церкви могло быть воспринято неоднозначно), архиерей в 1823 г. организовал (и профинансировал) разведочные земляные работы; в результате было установлено, что древнерусский фундамент храма – уцелел. После этого владыка решил раскрыть фундамент по всей площади древней церкви, и в 1824 г. продолжил раскопки официально. Непосредственным исполнителем работ был археолог-любитель Кондратий Лохвицкий. Получив ответ на интересовавший его вопрос, митрополит Евгений справедливо полагал, что дальнейшее изучение фундамента следует поручить профессионалу. Тем временем, к архиерею обратился отставной поручик Александр Аннеков: проживая в Киеве с 1820 г. и скупая земли на территории Детинца, он еще от предшественника митрополита Евгения (владыки Серапиона) получил согласие на «возобновление» древней святыни, а теперь предлагал воздвигнуть новую церковь, проект которой заказал архитектору Андрею Меленскому. Отбывая в 1825 г. в Санкт-Петербург по делам, архипастырь представил данный проект в Академию художеств, но, со своей стороны, заметил, что «фасад» Меленского не соответствует древнему облику храма, тогда как более тщательное изучение фундамента и принятие Софии Киевской за образец позволили бы подготовить более обоснованную документацию. В 1826 г. из Санкт-Петербурга в Киев был командирован архитектор Николай Ефимов: проведя еще один сезон раскопок, он пришел к выводу об ошибочности плана церкви, составленного Лохвицким и опубликованного митрополитом Евгением. Восприняв это с обидой, Лохвицкий написал в Санкт-Петербург негативные письма о Ефимове, из-за чего последний лишился возможности представить императору свой проект нового храма (впрочем, Лохвицкому это не прошло даром: он лишился прежнего доверия митрополита); не видя работы Ефимова, государь утвердил проект архитектора Василия Петровича Стасова, реализованный в 1828-1842 гг. Новый храм Рождества Пресвятой Богородицы занял 2/3 площади древней церкви; при его сооружении храм времен свт. Петра Могилы был разобран.

В рамках новых археологических исследований Старокиевской горы, развернутых в 1907 г. по инициативе Викентия Хвойки, в 1908-1914 гг. археологи Дмитрий Милеев и Сергей Вельмин осуществили раскопки фундаментов северной и восточной стен древней Десятинной церкви, которые остались снаружи «Стасовского» храма. Продолжению работ помешали кончина Милеева и начало I-й мировой войны. В сер. 1930-х гг. церковь Рождества Пресвятой Богородицы была закрыта и уничтожена; в 1939 г. всю площадь Десятинного храма Х в. исследовал археолог Михаил Каргер. Впоследствии в науке был разработан целый ряд графических реконструкций древнерусской церкви. В связи с празднованием 1500-летия Киева (1981-1982), засыпанные остатки фундаментов старейшего каменного храма Руси обозначили на поверхности полосами бутовой кладки; в ознаменование юбилея 1000-летия Крещения Руси (1988-1989), на могиле убитых монголами киевлян (1240) за алтарем церкви был установлен каменный крест.

Основание

В 2000-2004 гг. Правительством Украины стал рассматриваться вопрос о возрождении святыни. Разработка концепции нового благоустройства территории храма, которая бы предусматривала сохранение остатков древней церкви, потребовала проведения дополнительных археологических исследований; они были осуществлены в 2005-2011 гг. Одновременно на прилегающей с севера территории развернулось церковное строительство: в 2006 г. был установлен храм-палатка, в 2007 г. его сменила деревянная церковь, которая через несколько лет обрела пристройки, была оштукатурена и оформлена в псевдовизантийском стиле. В 2010 г. при храме учрежден монастырь. В дек. 2012 г. интерьер церкви пострадал от поджога злоумышленниками (однако престол, иконостас и святыни остались почти невредимы) и был обновлен до конца весны 2013 г.